УЧУСЬ В СУРГУТЕ

Круглый стол "Создание цифровой образовательной среды в детском саду"

Новости
Интернет должен быть средством общения между народами,
способствующим миру во всем мире,
а главной целью высоких технологий является
повышение уровня жизни людей.

Ларри Эллисон
Сегодня «цифровизация в образовании» это не модный тренд, а веление времени. Уже в дошкольном учреждении имеется необходимость в использовании цифровых технологий, искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности и создания цифровой образовательной среды, обеспечивающей бесшовный переход между уровнями образования. Мы говорим о качественно новом, цифровом взаимодействии, основанном на применении цифровых образовательных платформ, в результате которого формируется единый подход в вопросе обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

На нашей встрече в форме круглого стола мы обсудили вопросы создания цифровой образовательной среды в ДОУ, определили перечень цифровых компетенций, которыми должен обладать педагог ДОУ и представили план мероприятий по содержательным линиям. С нами работал эксперт Альфия Анваровна Нухова — заведующий МБДОУ № 18 «Мишутка», руководитель единичного проекта «Территория цифровой трансформации» и спикеры Муллабаева Р. А., Сайфуллина Н. В., Русина М. А., Зуева Е. А., Яковлева Т.Ю.

Для умения ориентироваться в новых информационных и коммуникационных технологиях и цифровых инструментах педагогам необходимы дополнительные знания и навыки, а для создания цифровой образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении и успешного осуществления образовательной деятельности педагог должен обладать широким спектром новых профессиональных компетенций в этой сфере.
Для определения уровня цифровых компетенций педагогов нами была проведена диагностика согласно методике Digital Competence Framework for Educators, разработанной Институтом Европейского Союза, которая определяет цифровые навыки педагога в шести областях по 22 компетенциям. Результаты диагностики показывают, что у всех педагогов имеются базовые цифровые компетенции, но также коллегам необходим набор цифровых компетенций, присущих профессии педагога, чтобы использовать потенциал цифровых технологий для совершенствования и внедрения инноваций в дошкольном учреждении. Для формирования цифровых компетенций, нами была разработана интеллектуальная карта, в которой определены мероприятия с педагогами согласно уровню владения цифровыми компетенциями, выявленного в рамках диагностики.

Неотъемлемой частью педагогического процесса является работа с родителями. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Современному детскому саду необходим заинтересованный диалог между педагогом и родителями, позволяющий выработать оптимальную систему взаимодействия, направленную на развитие всех детей. Также необходимо отметить, что принципиальным является вопрос информационной безопасности как состояния защищенности детей от информации, способной причинить вред их здоровью, физическому и духовному развитию. У детей, особенно дошкольного возраста, чрезвычайно развита познавательная активность, любознательность, стремление узнавать новое. В связи с этим не может не беспокоить возрастающее негативное информационное воздействие на детскую аудиторию.

Таким образом необходимо запланировать мероприятия по формированию цифровых компетенций родителей (законных представителей) в группах, активизировать работу с обучающимися по формированию цифровой культуры и навыков безопасного поведения в информационной среде, а также начать работу по реализации интеллектуальной карты по повышению «цифровой» компетентности педагогов ДОУ.

Работа по реализации указанных задач в совокупности с традиционным обучением позволит обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования и повысить качество образования в целом. В конце мероприятия гостям предложили рекомендации по созданию цифровой образовательной среды в детском саду для использования их в работе.

Авторы и ведущие круглого стола Алиева Р. С., Кретинина А. Е.,

воспитатели группы № 8 «Полянка» МБДОУ № 18 «Мишутка»