Сенсорная комната играет большую роль в реабилитации и развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В этой комнате создана специальная среда, оснащенная различными сенсорными материалами и игровыми элементами. Эти материалы и игры стимулируют развитие детей на разных уровнях — моторном, эмоциональном и когнитивном.
В МБДОУ № 48 «Росток» сенсорная комната функционирует с 2017 года. В зоне сенсорного опыта проводится коррекционно-развивающая работа с детьми различных категорий: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с РАС. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме два раза в неделю, длительность определяется в зависимости от возраста ребенка. Коррекционная работа направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развитие познавательной сферы, воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально-волевой сферы ребенка. В нашем детском саду внедрены и эффективно применяются игры и упражнения, часть из которых мы опишем далее.
Игра — упражнение «Песочное солнце».
Ребёнок на песке с помощью пальцев рук рисует круг и лучи солнца, украшает лучики солнца различными предметами.
Мы проговариваем детям такие слова:
Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца)
После лучики вокруг — (дети засыпают лучи солнца)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
Потом предлагаем детям украсим лучики (дети украшают лучи солнца камушками, ракушками и т. п.)
Я рисую на песке
Носик и глаза в кружке.
Это солнце яркое.
«Золотая рыбка» (для игры используется воз душно-пузырьковая колонна с рыбками).
Проводится с целью сплочения детского коллектива, развития коммуникативных навыков и цветового восприятия, стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, а также достигается релаксационный эффект.
Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.
Упражнение «Сжимаем в кулачке».
Проводится с целью развития аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте со берем волокно в ручке».
Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.
Упражнение на расслабление «Солнечный зайчик» (лежа на пуфиках).
Проводится с целью расслабления, снятия психоэмоционального напряжения. Дети закрывают глаза, если не могут закрыть глазки, то делают упражнение с открытыми глазами. Дети делают самомассаж погладили лицо, руки, шею, живот, ноги и т. д.
В сенсорной комнате воспитанники чувствуют себя комфортно, безопасно и уютно. Ребенка расслабляют плавные переливающиеся световые образы под приятную тихую музыку, а желание двигаться и познавать окружающий мир — стимулируют различные звуковые и оптические эффекты. После занятий в сенсорной комнате у детей появляется интерес к окружающему миру, развивается моторика и улучшается координация движений. Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способствует эмоциональному, речевому и социальному развитию ребенка.
В МБДОУ № 48 «Росток» сенсорная комната функционирует с 2017 года. В зоне сенсорного опыта проводится коррекционно-развивающая работа с детьми различных категорий: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с РАС. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме два раза в неделю, длительность определяется в зависимости от возраста ребенка. Коррекционная работа направлена на снятие психоэмоционального напряжения, развитие познавательной сферы, воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально-волевой сферы ребенка. В нашем детском саду внедрены и эффективно применяются игры и упражнения, часть из которых мы опишем далее.
Игра — упражнение «Песочное солнце».
Ребёнок на песке с помощью пальцев рук рисует круг и лучи солнца, украшает лучики солнца различными предметами.
Мы проговариваем детям такие слова:
Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца)
После лучики вокруг — (дети засыпают лучи солнца)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
Потом предлагаем детям украсим лучики (дети украшают лучи солнца камушками, ракушками и т. п.)
Я рисую на песке
Носик и глаза в кружке.
Это солнце яркое.
«Золотая рыбка» (для игры используется воз душно-пузырьковая колонна с рыбками).
Проводится с целью сплочения детского коллектива, развития коммуникативных навыков и цветового восприятия, стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, а также достигается релаксационный эффект.
Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.
Упражнение «Сжимаем в кулачке».
Проводится с целью развития аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте со берем волокно в ручке».
Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.
Упражнение на расслабление «Солнечный зайчик» (лежа на пуфиках).
Проводится с целью расслабления, снятия психоэмоционального напряжения. Дети закрывают глаза, если не могут закрыть глазки, то делают упражнение с открытыми глазами. Дети делают самомассаж погладили лицо, руки, шею, живот, ноги и т. д.
В сенсорной комнате воспитанники чувствуют себя комфортно, безопасно и уютно. Ребенка расслабляют плавные переливающиеся световые образы под приятную тихую музыку, а желание двигаться и познавать окружающий мир — стимулируют различные звуковые и оптические эффекты. После занятий в сенсорной комнате у детей появляется интерес к окружающему миру, развивается моторика и улучшается координация движений. Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способствует эмоциональному, речевому и социальному развитию ребенка.
Воспитатели МБДОУ № 48 «Росток» Романова Т. А., Петракова М. Е.,
учитель-дефектолог Журавлева Т. Н., педагог-психолог Круглова Ю. В.,
логопед Кликич С. В., старший воспитатель Пачковская Е.И.